Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Обучение от Mail.Ru Group.
Онлайн-университет
для программистов с
гарантией трудоустройства.
Набор открыт!
2007 г.

Архитектуры для государственных ведомств. Примеры
Лекция из курса «ИТ-стратегия»

Данилин Александр Валентинович, Слюсаренко Андрей Иванович
Интернет-Университет Информационных Технологий, INTUIT.ru

Назад Оглавление Вперёд

Методология Gartner для архитектуры электронного правительства

В курсе "Архитектура предприятия" мы описывали сформулированную относительно недавно методику описания архитектуры Gartner, которая представляет собой как бы трехмерный куб, состоящий из следующих элементов:

  • горизонтальные слои: Среда бизнес-взаимодействия, Стили бизнес-процессов, Шаблоны, "Строительные блоки" ("Кирпичики");
  • вертикальные домены: Приложения, Данные, Интеграция, Доступ;
  • вертикальные элементы технической архитектуры: Инфраструктура, Системное управление, Безопасность.

Следует отметить, что данное представление архитектуры вполне применимо для описания Архитектуры электронного правительства [9.9], [9.16].

Слой среды бизнес-взаимодействия описывает взаимодействие между государственными ведомствами и гражданами и/или бизнесом. Эта модель подчеркивает важность вопросов интеграции между различными ведомствами по горизонтали и вертикали. Внешняя среда, включая законодательство, изменения в экономике, новые вызовы в области безопасности определяют бизнес-стратегию государства и ведомств. Это все отражено на данном уровне.

Уровень стилей бизнес-процессов является тем уровнем, на котором бизнес-архитектура встречается с архитектурой технологий. Взаимодействие граждан и бизнеса с ведомствами и ведомств между собой характеризуется различными требованиями по времени отклика систем и методам взаимодействия.

Например, обработка информации о социальных услугах (предоставление бесплатной медицинской помощи или лекарств) может потребовать стиля создания информационных систем, основанных на обработке он-лайновых транзакций, в то время как предоставление ежемесячных сводок и отчетов может потребовать стиля пакетной обработки данных. Для обеспечения этих различных форм взаимодействия могут потребоваться различные логические шаблоны и технологии ("кирпичики"). Наличие этого слоя с различными стилями бизнес-процессов позволяет уйти от ситуации, когда с помощью какой-то одной технологии решаются самые разнообразные задачи, естественно, не оптимальным по соотношению цена/качество образом.

Слои среды бизнес-взаимодействия и стилей бизнес-процессов соответствуют сегменту бизнес-архитектуры электронного правительства.

Слой шаблонов задает логические шаблоны проектирования систем, которые обеспечивают идентифицированные ранее потребности во взаимодействии и стилях бизнес-процессов. Например, это может быть 4-уровневая архитектура приложений (клиент, презентационная логика, промежуточный слой, данные/"бэк-офис"). Либо же это будут различные шаблоны, используемые для обеспечения различных каналов взаимодействия граждан с государством и его информационными системами.

Слой "кирпичиков" ("строительных блоков") используется для описания применяемых сегодня и планируемых к применению в будущем технологических компонент, стандартов, продуктов. В качестве примера можно привести использование в системах браузера вместе с протоколом SSL для защищенного взаимодействия.

Традиционные архитектурные домены, такие как приложения, данные, интеграция и точки доступа пересекаются со слоями шаблонов и "кирпичиков". В свою очередь, эти четыре основных домена пересекаются "на заднем плане" с дисциплинами безопасности, системного управления и компонентами инфраструктуры.

Эта методика позволяет, в том числе и высшему руководству, отслеживать взаимосвязи между бизнес-потребностями государства и ведомств и выбранными технологиями. Методика также уделяет существенное внимание анализу различных стилей процессов, в том числе административных процессов и регламентов с используемыми шаблонами проектирования и технологиями.

Методология META Group в применении к описанию архитектуры электронного правительства

В лекции 5 мы рассматривали методику описания и разработки архитектуры, предложенную консалтинговой компанией META Group. Данная лекция содержит ссылки на источники информации, содержащие документы, которые описывают практический опыт разработки архитектуры органами государственного управления различных уровней.

Случайно или нет, но большое количество публично доступной информации о проектах регионального уровня (уровня отдельных штатов США) связано с использованием методики META Group. Эти материалы могут использоваться как наглядные пособия, описывающие саму методику и ее практическое применение.

Следует отметить, что, наверное, одной из причин такого широкого использования является удачное сочетание в этой методике подходов, основанных на использовании явной формулировки принципов Видения общих требований и Концептуальной архитектуры, и достаточно подробные рекомендации как по содержанию документов, так и по организации архитектурного процесса.

При этом применение самой методики для потребностей органов государственного управления и ведомств практически не требует какой-либо специальной ее адаптации.

Примеры проектов разработки и реализации архитектуры электронного правительства национального уровня

В данном разделе приведены в качестве примера краткие изложения конкретных подходов к описанию и разработке архитектур электронных правительств, в частности, таких стран, как Германия и Великобритания.

Выбор не является случайным. Во-первых, эти страны входят в группу лидеров с точки зрения реализации национальных инициатив электронного правительства, а во-вторых, эти примеры очень характерны для государственных проектов разработки архитектур.

Стандарты и архитектура прикладных систем электронного правительства (SAGA) Германии

SAGA (Standards and Architecture for e-government Applications) является одновременно и методикой разработки, и описанием реализации электронного правительства Германии (переводится как "Стандарты и архитектура прикладных систем электронного правительства"). В декабре 2003 года была опубликована уже вторая версия этого документа, которая доступна по адресу http://www.kbst.bund.de/saga.

В рамках инициативы BundOnline 2005, реализация которой началась в сентябре 2000 года, Германия планирует к 2005 году реализовать в электронной форме более 400 услуг федерального правительства. Базовыми принципами, декларируемыми в рамках немецкой программы BundOnline 2005, являются следующие: 1) децентрализованная реализация с централизованным мониторингом и обеспечением поддержки, и 2) взгляд на инициативу в целом с точки зрения предоставляемых государством услуг.

Кроме децентрализованного портфеля электронных государственных услуг, которые должны быть реализованы различными ведомствами, план реализации определяет архитектуру электронного правительства, которая, в том числе, включает набор базовых компонент и приложений, разработанных по принципу "один на всех". Для этих базовых компонент мы выше применяли термин "общие сервисы". Базовые компоненты, реализованные в Германии, включают, в том числе, общие портальные сервисы, сервисы управления контентом, сервисы оплаты государственных услуг, сервер электронных форм, компоненты обеспечения безопасности, каталоги.

Назад Оглавление Вперёд

Новости мира IT:

Архив новостей

Последние комментарии:

Релиз ядра Linux 4.14  (9)
Среда 22.11, 19:04
Loading

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 985 1945361
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2015 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...