Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Обучение от Mail.Ru Group.
Онлайн-университет
для программистов с
гарантией трудоустройства.
Набор открыт!
2014 г.

От открытых систем к открытому правительству

Сергей Кузнецов

Обзор октябрьского 2014 г. номера журнала Computer (IEEE Computer Society, V. 47, No 10, октябрь, 2014).

Авторская редакция.
Также обзор опубликован в журнале «Открытые системы»

Октябрьский номер журнала Computer в 2014-м г. посвящен теме интероперабельности в электронном правительстве. В тематическую подборку входят все шесть крупных статей номера. Приглашенными редакторами номера являются Карлос Хименес, Агусти Соланас и Фрациско Фальконе (Carlos E. Jiménez, Autonomous Government of Catalonia, Agusti Solanas, Universitat Rovira i Virgili, Francisco Falcone, Universidad Pública de Navarra). Их вводная заметка называется «Интероперабельность электронного правительства: обеспечение связности в открытом и умном правительстве» («E-Government Interoperability: Linking Open and Smart Government»).

В 1990-м году IEEE опубликовал одно из первых стандартизованных определений интероперабельности как возможности двух или большего числа систем или компонентов обмениваться информацией и впоследствии пользоваться полученной информацией. Со временем понятие интероперабельности расширилось и сегодня, двадцать лет спустя, относится к возможности взаимодействия различных организаций (частично путем совместного использования информации и знаний за счет поддержки бизнес-процессов, поддерживающих обмен данными между информационными системами организаций). Принцип интероперабельности преобразовался в сложное понятие, включающее разные измерения (техническое, семантическое, организационное, правовое и т.д.) и модели управления. По мере развития концепции многомерной интероперабельности все большее внимание привлекают организационные возможности интероперабельности.

В областях, относящихся к государственному управлению (от электронной юстиции до электронного здравоохранения), на интероперабельность опираются архитектуры систем, принципы построения государственных облачных систем, семантика данных открытого правительства и т.д. В целом, интероперабельность электронного правительства (которое образуется благодаря переходу органов государственного управления к использованию информационно-телекоммуникационных технологий, ИКТ) существенна для обеспечения правительственных услуг и может приводить к улучшению эффективности, прозрачности и доступности для граждан правительственных систем. Важность интероперабельности подтверждается тем фактом, что она упоминается в девяти из десяти требований в документе Американского института стандартов и технологий (US National Institute of Standards and Technology), посвященном дальнейшему внедрению облачных технологий в правительственных организация США.

При обслуживании граждан государственные организации постоянно сталкиваются с новыми проблемами, и интероперабельность электронного правительства имеет стратегическую важность. На местном, региональном и национальном уровнях наднациональные организации, компании и другие крупные институты готовы вкладывать средства, чтобы лучше ориентироваться в экономике, основанной на информации и знаниях. Так что интероперабельность, хотя и основана на технических аспектах сбора и выборки данных, неизбежно является многомерной и способствует уменьшению числа препятствий к обмену информации.

Внедрение ИКТ в правительственных организациях ведет к созданию открытого правительства, все составляющие части которого могут легко обмениваться информацией. Интероперабельность является вспомогательной возможностью ИКТ, поддерживающей взаимодействие частей электронного правительства. Хотя на пути к возникновению открытого правительства возникают все новые проблемы, движение в этом направлении необходимо, поскольку без создания открытого правительства невозможно создать сколько-нибудь «умное правительство», поддерживающее, например, безопасные и интеллектуальные цифровые города.

Сложность этой области и лидирующая позиция IEEE Computer Society в области ИКТ в целом, привели к образованию Специального технического сообщества IEEE SC по тематике электронных правительств (IEEE Computer Society e-Government Special Technical Community, STC), и этот выпуск журнала, целиком посвященный проблемам интероперабельности в электронных правительствах, является одним из первых проектов STC.

В статье «Поддержка интероперабельности в электронном правительстве Европы» («Promoting Interoperability in Europe’s E-Government») Констранинос Бовалис, Вассилиос Перистерас, Маргарида Абекасис, Рауль Марио Абрил Хименес, Мигель Альварез Родригез, Карина Готтеньо, Атанасиос Каралопулос, Иоаннис Сагиас, Шабольс Шекач и Сюзанна Вигард (Konstantinos Bovalis, Vassilios Peristeras, Margarida Abecasis, Raul Mario Abril Jimenez, Miguel Alvarez Rodriguez, Corinne Gattegno, Athanasios Karalopoulos, Ioannis Sagias, Szabolcs Szekacs, Suzanne Wigard, European Commission, Interoperability Solutions for European Public Administrations) описывают комплексный подход к решению проблем интероперабельности в Европейской программе государственного управления (European Public Administrations program, ISA). В течение экономического кризиса в прошлом десятилетии для сохранения работоспособности государственных органов во всей Европе потребовалась их модернизация. Авторы показывают, каким образом разработанная модель общеевропейского правительства способствует росту уровня интероперабельности на техническом, семантическом, организационном и правовом уровнях для совершенствования межгосударственных услуг.


Рис. 1. Четыре уровня Европейской ссылочной архитектуры интероперабельности (European Interoperability Reference Architecture, EIRA). Эти уровни связаны с Европейской инфраструктурой интероперабельности (European Interoperability Framework, EIF), что обеспечивает совместимость этих спецификаций.

Следующая статья «Электронное здравоохранение как оно есть: демонстрационный образец электронного правительства» («E-Health Demystified: An E-Government Showcase») написана Марио Ковачем (Mario Kovaĉ, University of Zagreb) и посвящена потребностям и проблемам интероперабельности в области электронного здравоохранения. Применение стратегии электронного здравоохранения, предлагаемое в модели Хорватской национальной системы здравоохранения (Croatian National Healthcare System), может помочь правительственным и другим организациям справиться с возрастающими затратами на здравоохранение за счет повышения эффективности и оптимизации методов оказания медицинской помощи. Эта проблема приобретает важнейшее значение в связи с ростом продолжительности жизни народонаселения и связанным с этим усложнением и удорожанием схем лечения.


Рис. 2. Основные стороны, заинтересованные в типичной национальной системе здравоохранения. Интеграция опций, доступных для этих участников, представляет значительную проблему.

Статья «Интероперабельность при наличии больших, открытых и связанных данных: зрелость, возможности и портфели данных организаций» («Interoperability in Big, Open, and Linked Data—Organizational Maturity, Capabilities, and Data Portfolios») представлена Марийном Янссеном, Эльзой Эстевез и Томашем Яновски (Marijn Janssen, Technology, Policy and Management Faculty at Delft University of echnology, the Netherlands, Elsa Estevez, Tomasz Janowski, United Nations University Operating Unit on Policy-Driven Electronic Governance in Guimaraes, Portugal). В статье описывается подход к проверке готовности организаций к интероперабельной обработке больших и сложных данных путем выявления четырех типов интероперабельности и качественной оценки зрелости и возможностей организации. Когда дело доходит до управления интероперабельностью при наличии больших и открытых данных, авторы поясняют, каким образом создание портфелей данных и использование метаданных может помочь при сборе данных и обеспечить более эффективное управление данными при переходе к повсеместному разделению информации. Под портфелем данных в статье понимается инструментальное средство, помогающее принимать решения за счет сбора, хранения и обеспечения доступа к информации об опыте поиска, агрегации, обработки и использования данных.

В статье «Количественная оценка интероперабельности в наборах данных открытого правительства» («Quantifying the Interoperability of Open Government Datasets») Петер Колперт, Матиас ван Комперноль, Лоуренс де Вохт, Анастасия Диму, Миель Вандер Санде, Рубен Верхборх, Петер Мешан и Эрик Манненс (Pieter Colpaert, Mathias Van Compernolle, Laurens De Vocht, Anastasia Dimou, Miel Vander Sande, Ruben Verborgh, Peter Mechant, Erik Mannens, iMinds—Ghent University, Belgium) исследуют семантику интероперабельности наборов данных и вводят метод определения их интероперабельности: насколько тесно эти наборы взаимосвязаны и каковы число и серьезность конфликтов между ними.


Рис. 3. Идентификаторы двух наборов данных, представленных диаграммой Венна. В наборах данных может присутствовать несколько общих идентификаторов, но идентичные концепции могут обозначаться и разными идентификаторами. С каждым идентификатором связывается некоторая концепция реального мира (c), обозначаемая в подчеркивании.

Авторами статьи « ESCO: поддержка профориентации в Европе с использованием семантической интероперабельности» («ESCO: Boosting Job Matching in Europe with Semantic Interoperability») являются Мартин ле Вранг, Агис Папантониу, Эрика Пауэльс, Петер Фаннес, Доминик Ванденстин и Йохан де Смедт (Martin le Vrang, European Commission, Agis Papantoniou, Erika Pauwels, Pieter Fannes, Dominique Vandensteen, Johan De Smedt, TenForce). В этой статье продолжает развиваться тема семантического анализа данных с использованием элементов и структур наборов данных, применяемых в службах профориентации. По мере того как наборы данных становятся все более интероперабельными, доступными вне региональных, национальных и языковых границ, расширяется и набор связанных с ними проблем. Авторы анализируют не только семантические измерения интероперабельности, но также и правовые, организационные и технические измерения.


Рис. 4. Каждый из трех основных элементов Европейской квалификации навыков, компетентности, квалификации и профессий (European Skills, Competences, Qualifications, and Occupations, ESCO) имеет собственную иерархическую структуру. EQF: Европейская инфраструктура классификации (European Qualifications Framework).

Наконец, в последней крупной статье тематической подборки «Распределенная инфраструктура электронной демократии в умных городах» («Distributed Framework for Electronic Democracy in Smart Cities») Хесус Кано, Роберто Хернандес и Сальвадор Ром (Jesús Cano, Constitutional Court of Spain and Universidad Nacional de Educación a Distancia, Roberto Hernández, Salvador Ros, Universidad Nacional de Educación a Distancia) описывают разработанную ими систему OpenILP, поддерживающую участие граждан в законодательной активности на основе использования механизма электронной подписи. В этом инструменте, основанном на интероперабельности открытых данных, соединяются элементы социальных сетей, краудсорсинга и аутентификации, образуя платформу, с помощью которой граждане могут активно влиять на политику государства.

Новости мира IT:

Архив новостей

Последние комментарии:

Релиз ядра Linux 4.14  (9)
Среда 22.11, 19:04
Loading

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 985 1945361
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2015 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...