Logo Море(!) аналитической информации!
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware
Обучение от Mail.Ru Group.
Онлайн-университет
для программистов с
гарантией трудоустройства.
Набор открыт!
2015 г.

Информация и коллаборация

Сергей Кузнецов

Обзор мартовского, 2014 г. номера журнала Computer (IEEE Computer Society, V. 47, No 3, March 2014).

Авторская редакция.
Также обзор опубликован в журнале «Открытые системы»

Темой мартовского номера является совместный поиск информации (collaborative information seeking). Приглашенные редакторы – Шираг Шах, Роберт Капра и Пребен Хансен (Chirag Shah, Rutgers University, Robert Capra, University of North Carolina at Chapel Hill, Preben Hansen, Stockholm University). Название их вводной заметки совпадает с темой номера.

Поиск информации (information seeking) – это нечто большее, чем только выявление и получение информации (searching for and retrieving information), его можно производить как с компьютерной поддержкой, так и без нее. Поиск информации обычно происходит в контексте более широкой задачи и включает выявление, сбор, анализ информации, а также ее осмысление и обеспечение совместного использования.

Исследователи в областях компьютерных наук, человеко-машинного взаимодействия, информатики и библиотековедения изучают, как люди занимаются поиском информации, чтобы иметь данные для построения более эффективных систем, поддерживающих такие действия. В настоящее время большая часть этих исследований посвящается тому, как производят поиск информации отдельные люди: как они ее разыскивают, собирают и осмысляют, а потом используют. Существующие алгоритмы и системы основаны на том предположении, что поиск информации и ее анализ производятся одним человеком. Пользовательские интерфейсы поддерживают потребности отдельных пользователей.

Исследовательская область совместного поиска информации (collaborative information seeking, CIS) фокусируется на том, как поиск информации выполняется группами людей. Идея состоит в том, что поиск информации не всегда производится людьми в одиночку. Люди, совместно решающие эту задачу, работают по-разному, и каждого из них, вообще говоря, нужно поддерживать отдельным образом. Совместный поиск информации полезен и зачастую необходим в самых разных сценариях: создание инфраструктурного проекта группой технических специалистов, семейное планирование отпуска, написание статьи группой авторов, диагностирование заболевания пациента группой врачей и т.д. Во всех подобных случаях люди объединяются для поиска информации, совместного ее использования и осмысления для достижения общих целей.

CIS похож на индивидуальный поиск информации, но у него имеются дополнительные характеристики: роли участников поиска, особенности их совместной работы во времени и пространстве, взаимная осведомленность о действиях каждого участника, обязательное наличие переговорного процесса и т.д. Совместный поиск может производиться в строго координируемом режиме, но участники поиска могут быть и слабо связанными. Роли участников могут совпадать, а могут быть и ассиметричными (такими, как «наставник/студент»). Действия участников могут быть синхронными и асинхронными, централизованными или территориально распределенными. В совместном поиске могут использоваться методы и средства, разработанные в области совместной работы с использованием компьютеров (computer-supported cooperative work, CSCW), а также родственных областей коммуникаций при посредстве компьютеров (computer-mediated communication, CMC) и совместного обучения с компьютерной поддержкой (computer-supported collaborative learning, CSCL).

Потенциальные преимущества коллаборативных и социальных аспектов поиска информации возрастают по мере распространения переносных устройств, подключенных к Internet, и роста популярности онлайнового сотрудничества. Это осознают исследователи, выполняющие проекты, которые посвящены исследованию способов использования существующих средств CIS, таксономии характеристик CIS, применению CIS в областях здравоохранения, управления в кризисных ситуациях, патентной экспертизы и т.д. Эти и другие исследования приводят к разработке прототипов систем поддержки CIS и получению других ценных результатов, многие из которых представляются на симпозиумах, конференциях и в печатных изданиях. Начиная с 2010 г. симпозиумы, посвященные тематике CIS, организовывались в рамках различных конференций. В 2010 году симпозиум, посвященный CIS, проходил на конференции ACM GROUP, в 2011 г. на конференции ASIST, а в 2013 г. – на конференции ACM CSCW.

В современных исследований в области CIS используются новые технологии (в частности, Web 2.0 и инструментальные средства социальных сетей) и учитываются изменения в поведении людей, включая расширяющуюся тенденцию к быстрому и повсеместно доступному общению на основе использования новых интерфейсов и устройств. В современных исследованиях затрагиваются разные области, родственные CIS: совместный информационный поиск (collaborative information retrieval, CIR), совместное информационное поведение (collaborative information behavior, CIB), совместный исследовательский поиск (collaborative exploratory search, CES) и т.д. Во всех этих областях получены важные результаты. На рис. 1 иллюстрируется взаимосвязь родственных областей совместного поиска информации (collaborative information seeking), поиска информации (information seeking), сотрудничества (collaboration) и информационного поиска (information retrieval).


Рис. 1. Взаимосвязь областей

Первая статья тематической подборки называется «Нахождение брокеров знаний и выявление их роли в корпоративных исследований и использованием социальных сетей» («Identifying Knowledge Brokers and Their Role in Enterprise Research through Social Media») и Же Ксу, Джеем Раманатаном и Радживом Рамнатом написана (Zhe Xu, Jay Ramanathan, Rajiv Ramnath, The Ohio State University).

Авторы статьи анализируют потоки сообщений в социальных сетях компаний категории Fortune 500 для выяснения того, как «брокеры знаний» (люди, помогающие получить доступ к требуемой информации) связывают инициаторов запросов с источниками информации. Демонстрируется, что брокеры знаний играют важную роль при устранении проблем корпоративного уровня, хотя этих брокеров не всегда помогают найти существующие системы поиска экспертов.

Статью («ezDL: Collaborative Information Seeking and Retrieval in a Heterogeneous Environment») представили Тило Бем, Клаус-Петер Клас и Маттиас Хеммже (Thilo Böhm, Claus-Peter Klas, Matthias Hemmje, University of Hagen).

В статье описывается трехуровневая модель сотрудничества в средах, включающих людей, поисковые системы и информационные объекты, которую можно использовать для описания слабо связанных, централизованных и неоднородных систем обеспечения совместной работы. Представлен обзор разработанной авторами статьи экспериментальной системы ezDL (Easy Access to Digital Libraries), предназначенной для поддержки поиска информации в нескольких сессиях отдельных людей и коллаборативных групп. Система ezDL позволяет пользователям создавать индивидуальные и совместно используемые репозитории информации и обеспечивает рекомендации и совместную фильтрацию (collaborative filtering) на основе этих библиотек.


Рис. 2. Модели совместного поиска и выборки информации (collaborative information seeking and retrieval, CIS&R). (a) Сегодня люди обычно работают вместе в группах или проектах для параллельного использования систем поиска и выборки информации и взаимодействуют один на один через общие средства коммуникаций и обмена данными. (b) Существующие прототипы CIS&R позволяют приложениям интегрировать коллаборативные функции в централизованные системы поиска и выборки информации, но такие системы не получили широкого распространения. (c) В идеале система CIS&R должна поддерживать неоднородную среду коллаборации пользователей, инструментальных средств и информационных объектов, связанных сетью.

Придание осмысленности (sensemaking) – это действия, выполняемые отдельными людьми или группами, для осмысления и понимания собранной информации. Коллаборативное придание осмысленности является важным компонентом CIS. В статье Ихана Тао и Анастазиоса Томброса (Yihan Tao, Anastasios Tombros, Queen Mary University of London) «Исследование особенностей процесса придания осмысленности при совместном поиске информации» («Investigating Collaborative Sensemaking Behavior in Collaborative Information Seeking») приводятся результаты исследования этого поведения и описываются потребности пользователей, решающих исследовательскую поисковую задачу. Результаты показывают, что пользователям требуются поддержка в построении структуры, осведомленность о наличии потенциальных партнеров по поиску и возможность отлеживать общий ход решения поставленной задачи. В выводах авторов говорится, что при разработке инструментальных средств CIS нужно учитывать потребность пользователей в средствах конструирования и визуализации структуры результатов поиска, а также поддержки осведомленности о ходе процесса придания осмысленности.


Рис. 3. Категории смысла, разделенного между партнерами по поиску, упорядоченные по уровням серьезности усилий, требуемых для придания осмысленности.

Авторами статьи «Факторы влияния на переформулировку запросов при совместном поиске в Web» («Influences on Query Reformulation in Collaborative Web Search») являются Жен Ю, Шунуан Хан, Дакин Хе и Жиепу Жиан (Zhen Yue, Shuguang Han, Daqing He, Jiepu Jiang, University of Pittsburgh).

В этой статье описывается, как поисковые и коллаборативные действия влияют на переформулировку запросов пользователей. Показано, что фактором переформулировки может быть тип поисковой задачи. Например, явные коммуникации между участниками поиска в большей степени влияют на переформулировку запросов при решении задач поддержки принятия решений, чем при решении задач сбора информации.

В статье «Поддержка межличностных взаимодействий в процессе совместного мобильного поиска» («Supporting Interpersonal Interaction during Collaborative Mobile Search») Джейми Тиван, Мередит Рингель Моррис и Шири Эйзенкот (Jaime Teevan, Meredith Ringel Morris, Microsoft Research, Shiri Azenkot, University of Washington) описывают систему совместного поиска O-SNAP, разработанную специально для использования на мобильных устройствах. O-SNAP позволяет пользователям изменять режимы индивидуального и группового поиска, просто изменяя ориентацию своего устройства с портретной на ландшафтную. Кроме того, система включает средства поддержки взаимодействий пользователей.


Рис. 4. Два пользователя слева повернули свои телефоны в ландшафтную ориентацию, чтобы воспользоваться средствами совместного поиска, а третий пользователь держит свой телефон в портретной орие6нтации и выполняет поиск независимо.

Наконец, в последней статье тематической подборки «Чего не хватает в совместном поиске?» («What’s Missing from Collaborative Search?») Марти Херст (Marti Hearst, University of California, Berkeley) описывает имеющиеся в области CIS проблемы и предлагает перспективные направления будущих исследований. Выделяются три сценария использования совместного поиска информации, в которых возможности существующих инструментальных средств являются недостаточными:

  • выбор нескольких вариантов из многих близких альтернатив;
  • потребность в полном охвате заданной темы поиска;
  • выявление неизвестной информации.

Вне тематической подборки опубликована статья Жен Чена, Жиан-Тао Суна и Ксуедона Хуана (Zheng Chen, Jian-Tao Sun, Xuedong Huang, Microsoft) «Web-информация на кончиках пальцев: бумага как метафора взаимодействия» («Web Information at Your Fingertips: Paper as an Interaction Metaphor»).

Двум наиболее распространенным активностям в Web – браузингу и поиску – соответствуют очень разные метафоры взаимодействия. При просмотре Web-страницы пользователи наводят курсор на гиперссылку и кликают клавишей мыши, чтобы получить доступ к контенту в форме гипертекста, созданного разработчиком Web-страницы. В отличие от этого, пользователи ищут Web-страницы, передавая набранные или вставленные ими ключевые слова в поисковую машину.

У обеих этих технологий имеются свои преимущества и ограничения. С одной стороны, браузинг требует небольших умственных затрат, но является сайт-ориентированным: пользователи ограничиваются контентом, обеспечиваемым Web-издателем. С другой стороны, поиск допускает непрерывное исследование Web, но может обладать высокой когнитивной стоимостью: чтобы пользователи могли перейти от одного сайта к другому, им нужно либо помнить его URL, либо вводить ключевые слова в строку поиска.


Рис. 5. Сколько времени тратят пользователи на поиск, просмотр и смешанные операции

Как показывает рис. 5, пользователи Web обычно тратят больше времени, переключаясь от поиска на просмотр или наоборот, чем на только на поиск или только на просмотр. Поэтому интегрированное средство просмотра и поиска могло бы привести к более естественному взаимодействию с информационными объектами в Web.

Появление небольших компьютерных устройств с сенсорными возможностями (iPad компании Apple, планшеты на платформе Android и Surface компании Microsoft) делает такую интеграцию возможной. Манипуляции пользователя с сенсорным экраном позволяют более быстро и плавно изучать информацию, чем кликание клавишами мыши или ввод ключевых слов. Например, держа iPad в одной руке, читатели iBook могут одним пальцем другой руки выделить в тексте некоторое слово, чтобы узнать его значение, или же выполнить поиск в Википедии для получения большей информации.

В дополнение к интеграции поиска и просмотра, взаимодействие с Web можно усовершенствовать за счет использования контекста информационных объектов, чтобы можно было возвращать более релевантные результаты поиска, чем те, которые позволяют получить традиционные средства поиска по ключевым пловам. Авторы статьи реализовали оба подхода в системе O для iPad, используя новый интерфейс для взаимодействия с Web. Устройство применяется так, как если бы это был лист бумаги. Пользователи обводят пальцем на сенсорном экране интересующую их часть контента Web-страницы. После этого система производит поиск в Web информации о выделенном объекте, используя контекст для улучшения качества результатов поиска.

Новости мира IT:

Архив новостей

Последние комментарии:

Релиз ядра Linux 4.14  (9)
Среда 22.11, 19:04
Loading

IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — adv@citforum.ru,
тел. +7 985 1945361
Пресс-релизы — pr@citforum.ru
Обратная связь
Информация для авторов
Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2015 CIT Forum
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...